ОТКРЫТКИ | ПОЗДРАВЛЕНИЯ | АВАТАРЫ | ПРАЗДНИЧНЫЕ РЕЦЕПТЫ

НОВЫЙ ГОД, РОЖДЕСТВО 
СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД
как правильно встречать, угощения, украшения, открытки, аватарки, поздравления, тосты

ПАСХА, ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
идеи, рецепты, как красить яйца, поздравления с пасхой в стихах и прозе, тосты, пасхальные открытки

14 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА
открытки, валентинки, рецепты для романтического ужина, поздравления, идеи подарков, любовные аватарки

23 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
как отпраздновать, что подарить мужчине, армейский юмор, поздравления с 23 февраля

8 МАРТА
лучшие поздравления с 8 марта, открытки, подарки

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ЮБИЛЕЙ, ИМЕНИНЫ
открытки, поздравления, тосты, праздничные рецепты, идеи подарков

МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ: 1 МАЯ, 9 МАЯ
открытки, поздравления с Днем Победы, с 1 мая, как провести майские праздники

1 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ СМЕХА
анекдоты, приколы, розыгрыши, прикольные аватарки

МАСЛЕНИЦА
масленичная неделя, лучшие рецепты блинов, открытки, поздравления, аватарки

СВАДЬБА
подготовка к свадьбе, свадьбы звезд, свадебные прически, макияж, свадебные открытки и поздравления




Чудотворные лики Богородицы

Самыми любимыми и наиболее распространенными в православном мире были и остаются иконы Богоматери. Согласно преданию, первое изображение Пречистой Девы написал еще сам евангелист Лука. Богоматерь не только одобрила икону, но и сообщила ей свою благодать и силу. Предание подчеркивает, как важно было для христиан донести до потомков портретность, историческую достоверность изображения Девы Марии.

Несмотря на огромное разнообразие названий, которые носят иконы Богоматери, существует несколько основных типов изображений.

ЗНАМЕНИЕ (Оранта, Панагия)


Распространение типа Богоматери Оранты (слово "оранта" по-латыни означает "молящаяся") относится ко времени византийского императора Константина Мономаха (1042 – 1058 гг.), а самое раннее из сохранившихся изображений датируется IX веком.



Богоматерь Оранта Великая

На иконах этого типа Божия Матерь изображена анфас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях (этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На уровне груди, на фоне круглой сферы, - образ Христа.

Жест рук Богоматери очень древний по происхождению, восходит к молитвам ветхозаветных праведников. В Библии рассказывается, что во время битвы израильтян с амаликитянами Моисей поднял руки в молитве за свой народ, и пока он удерживал руки в воздетом положении, побеждали израильтяне, а когда руки Моисея невольно опускались, одолевали враги.

В византийской иконографии известны также иконы Богоматери Оранты, на груди которой в складках мафория или в медальоне помещен образ Младенца Спаса Эммануила. Такие иконы греки называли"Богоматерь Великая Панагия".

На Руси Великую Панагию называли Богоматерь Воплощение и чаще изображали в поясном изводе. Русское название напоминает еще об одном важном нюансе значения этого образа: держа на груди медальон с Младенцем Эммануилом, Богоматерь являет миру воплощающегося в ней Мессию и, таким образом, дает предзнаменование о рождении Спасителя по слову пророка Исайи: "Господь сам даст вам знамение: се дева во чреве зачнет и родит сына и нарекут имя Эммануил (с нами Бог)". 

Позднее, когда в храмах появились высокие иконостасы, образ Богоматери Воплощение нередко занимал центральное место в пророческом ряду. Поясной вариант этой иконы известен на Руси с XI века. В XII столетии за ним закрепляется особое название "Знамение", что по-старославянски значит "чудо".


Икона Знамение

Чудо от этой иконы произошло в 1170 году в Новгороде. Город осадили войска суздальского князя. Архиепископу Новгорода Иоанну во сне был голос, указавший путь спасения. Иоанн пришел в церковь Спаса на Ильине улице, где хранилась икона Богоматери Воплощение, и, помолившись перед ней, перенес ее на Софийскую сторону Новгорода и утвердил на крепостной стене. Когда суздальцы начали осаду, одна из стрел попала в икону и исторгла слезы из глаз Богоматери. Сразу же тьма покрыла суздальцев, и победа осталась за новгородцами. С этого времени икону стали называть Знамение и почитали как священный палладий древнего Новгорода.

В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм "Знамения Пресвятой Богородицы", впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря. К иконам этого типа относятся: "Знамение", "Знамение" Курско-Коренная, "Неупиваемая чаша".


ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА (Одигитрия)


Икона Богоматери Одигитрии – наиболее распространенное изображение Девы Марии с младенцем Иисусом Христом на руках. Ни один иконографический тип Богоматери не имеет столько вариантов и чтимых, прославленных образов, как Одигитрия; ни один из них не получил столь широкого распространения в странах христианского мира.

На этих иконах Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца, восседающего на ее левой руке. Изображения строгие, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Здесь Богородица предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. 

Это один из древнейших типов изображения Пречистой Девы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.  Предание сообщает, что икона эта была написана евангелистом Лукой по благословению самой Богоматери. Однако более правдоподобным кажется другое древнее сказание, согласно которому икону Одигитрии написал епископ Фиваиды в христианском Египте Лука, оставивший свидетельство об ее исполнении.

Древнее предание рассказывает, что икона Богоматери, известная под именем Одигитрии, была принесена из Иерусалима между 422 – 466 годами императрицей Евдокиею, женой императора Восточной Римской империи (Византии) Феодосия Младшего, и подарена его матери, царице Пульхерии, ревностно почитавшей святые иконы. В середине V века повелением Пульхерии был построен храм во имя Богоматери, называемый Одигон (храм Одигов), что в переводе с греческого языка на русский означает "храм вождей". В нем византийские императоры молились перед отправлением в военные походы, в которые обычно брали с собой и икону Богоматери. По имени храма икона стала называться Одигос, или Одигитрия. Одигитрия была самой почитаемой и прославленной иконой – главной покровительницей и заступницей Византии, ее эмблемой. 

Византийские иконы Одигитрии появились на Руси, вероятно, вскоре после принятия Христианства. Одна из них, воспроизводящая строгий тип Одигитрии, стала чтимым образом города Смоленска.Другая икона Одигитрии прославилась чудотворением в городе Тихвине в XIV веке (явилась в 1383 году) и стала именоваться Богоматерью Тихвинской.


Тихвинская икона Божией Матери


Есть также погрудные варианты чудотворных икон Одигитрии. Самая знаменитая из них - Казанская.



Икона Божьей Матери "Казанская"

После завоевания Иваном Грозным Казанского царства там укрепилось православие и явилась чудотворная икона Казанской Богоматери, празднование которой было установлено в 1579 году. 

История Казанской иконы полна знаменательных событий и чудес. Богоматерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела достать свою икону, спрятанную в земле в дни господства магометан. Икона была откопана. Повелением Ивана Грозного в честь новоявленной святыни основали храм и поставили в него чудотворный образ. В 1594 году казанский митрополит Гермоген составил об этой иконе сказание и написал службу. В период польско-литовской интервенции 1605 – 1612 годов Гермоген был уже патриархом и, находясь в заточении, тайно отправил послание с призывом собрать ополчение для освобождения Москвы. Народное воинство возглавил князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которому вручили список с чудотворной Казанской иконы. После изгнания поляков на средства Пожарского на Красной площади построили Казанский собор (он сейчас восстановлен), куда в 1636 году поместили икону, находившуюся в ополчении.

Древнейшая икона Одигитрии не сохранилась.  Наиболее известны иконы этого типа: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Казанская, «Скоропослушница».


УМИЛЕНИЕ (Елеуса)


В XI – XII веках получили широкую известность иконы, в которых головы Богоматери и младенца тесно соприкасались друг с другом; в некоторых из них младенец изображался нежно обнимающим мать за шею, играющим с нею и ласково трогающим ее за подбородок. Подобные иконы нередко имели надпись "Гликофилуса" (Сладкое лобзание) или "Елеуса" (Милостивая).

Эти иконы передают полное нежности общение - Матери и Сына. И так как Богородица символизирует также Церковь Христову, то и всю полноту любви между Богом и человеком. В этих иконах соединены божественное и человеческое начала, и это соединение выражено соприкосновением ликов младенца Христа и Богоматери. Предугадывая крестный путь и страдания своего Сына, Матерь в скорби нежно прижимает его к себе. 

В начале XII века из Константинополя была принесена на Русь, в Киев, одна из лучших византийских икон Богоматери Гликофилусы. В 1161 году Андрей Боголюбский перенес ее в новый Успенский собор во Владимире на Клязьме. Икона, названная по имени города Владимирской, стала главной святыней Русского государства, его могущественной покровительницей, подобно Одигитрии в Византии. Предание связало с ней древнюю легенду о написании иконы Богоматери евангелистом Лукой. 



Владимирская икона Богородицы

В 1395 году ее приносили из Владимира в Москву для спасения города от нашествия полчищ Тамерлана. После свершившегося чуда избавления от врагов с иконы было сделано несколько списков, а сам древний образ украсили драгоценным золотым окладом (сейчас он хранится в Оружейной палате). В конце XV века икону поставили в Успенский собор Московского Кремля, где она и находилась до 1917 года.

Наиболее почитаемые иконы этого типа: Владимирская, Феодоровская, Почаевская, «Достойно есть», «Взыскание погибших».


ВСЕМИЛОСТИВАЯ (Панахранта)


На иконах этого типа Божия Матерь всегда изображается сидящей на престоле. На коленях она держит младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. 

Державная икона Пресвятой Богородицы была явлена чудесным образом 2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года, в день отречения от престола царя Николая II. На этой иконе, обретенной в подмосковном селе Коломенском (уже давно вошедшем в черту города), Божия Матерь изображена восседающей на престоле и держащей в руках атрибуты царской власти - скипетр и державу. Отсюда и название иконы - "Державная".



"Державная" икона Пресвятой Богородицы

История явления этой иконы такова. Крестьянке деревни Починок Жирошкинской волости Бронницкого уезда Евдокии Андриановой, которая жила в слободе Перерва, в феврале 1917 года было два сновидения. В первом сновидении она услышала голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся". Во втором сновидении Андрианова увидела белый храм, а в нем величественную Женщину, в которой крестьянка узнала Божию Матерь, хотя и не видела Ее лика. 

Крестьянка решила отправиться в Коломенское. Пришла туда 2 марта, и увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый храм, который ей приснился и в котором она узрела во сне Пресвятую Богородицу. Евдокия Андрианова отправилась к настоятелю храма священнику Николаю Лихачеву, сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как ей лучше поступить.

Отец Николай пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся в храме иконы, но ни в одной из них не узнала той, явленной ей во сне. Тогда по совету сторожа и какого-то прихожанина настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, в чуланах, в подвале.

И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая старая черная узкая икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то увидели на ней изображение: Божию Матерь, восседающую на царском престоле в красной царской порфире, с венцом на голове и скипетром и державой в руках. У Нее на коленях — благословляющий Иисус Христос. Именно в этой иконе Евдокия Андрианова узнала явившийся ей во сне образ Божией Матери, который раньше никогда не был известен. 

Это было явное чудо, случившееся в тот самый день, когда Россия осталась без Царя. Явлением Своей иконы Царица Небесная как бы свидетельствовала, что теперь Она Сама станет Царицей Русской земли и будет усердно молить об этой земле Своего Сына.

Подлинник иконы был утерян в начале 20-х, но с нее уже успели сделать несколько почитаемых списков.

Из икон этого типа в России наиболее известны "Державная" и "Всецарица".


ЗАСТУПНИЦА (Агиосортисса),

или ДЕИСУСНАЯ икона


Иконы этого типа отличает изображение Богородицы без младенца, иногда со свитком в руке (изначально Она изображалась в полный рост). Богородица как бы обращается к Христу с молением за род человеческий, отсюда и название -Заступница.

В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы «Спас в силах», главного изображения на иконостасе. К этому типу можно отнести иконы Боголюбская и «Семистрельная».

Остальные иконы - своеобразная редакция основных типов или, как говорят иконописцы, извод.

Боголюбская (Боголюбивая)  чудотворная икона Пресвятой Богородицы написана по приказанию кн. Андрея Боголюбского, который, переселяясь из Вышгорода в Ростов, взял с собою чудотворную икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой. Путешествие продолжалось беспрепятственно до того места, где ныне находится Боголюбов монастырь, неподалеку от Владимира, вниз по течению Клязьмы. Тут лошади, везшие икону, остановились и никак не шли дальше, лошадей переменили, но и новые не могли двинуться с места. 

По приказанию князя был совершен молебен пред чудотворною иконою, но лошади все-таки не трогались с места. Тогда князь удалился в свой шатер и долго молился наедине. К утру он заснул и удостоился во сне чудесного видения: Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в правой руке и повелела икону, взятую из Вышгорода, поставить во Владимире, а на том месте, где ему было чудесное явление, устроить храм во имя Рождества Богородицы и обитель для иноков. 



Боголюбская икона Пресвятой Богородицы

Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав лучшего иконописца, приказал ему изобразить Богородицу в том молитвенном виде, как Она явилась ему. Пресвятая Богородица изображена во весь рост, со свитком в правой руке, левая обращена в молитве к Спасителю; сам же кн. Андрей изображен на коленях пред Нею, в молитвенном виде. 

Когда церковь была готова и освящена, князь внес в нее обе иконы - и принесенную из Вышгорода, известную теперь под именем Владимирской, и вновь написанную, которую назвал иконою Божией Матери Боголюбивой; место же, где Богородица явилась ему, назвал Боголюбским, и сам стал называться Боголюбивым, или Боголюбским. Близ новосозданной церкви и обители он основал город Боголюбов. В память чудесного явления Богородицы в 1157 князь установил ежегодно совершать празднество 18 июня. В 1771, того же дня, было установлено в честь Боголюбской иконы новое празднество в память чудесного избавления Владимира и его окрестностей от морового поветрия, с крестным ходом. 



***
В календаре Русской православной церкви упоминается около 260 чудотворных и чтимых икон Богородицы, вообще же их более 860. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы,тропари,кондаки и акафисты.



В статье использованы материалы: "Целебник", "Хронос", "Седьмица" и другие





загрузка...